Украинские порты еще немного поживут. Закон пока не прошел, но рабочая группа уже создана.
Внесенный в парламент Украины законопроект «О морских торговых портах»
в редакции от 17.09.2008 года, который предусматривает значительные
негативные изменения в функционировании портового хозяйства Украины,
пока не прошел. При этом следует иметь в виду, что этот проект является
очередной отчаянной попыткой нынешней исполнительной власти установить
тотальный контроль над руководством и, соответственно, денежными
потоками портов. Законопроект, в частности, предусматривает создание
государственных администраций портов, которые будут находиться под
полным контролем Кабмина, что представляет собой эффективный механизм
для быстрой замены руководства портов на лояльных к нынешней власти
людей. Следующим этапом этой схемы следует ожидать замену и частных
стивидорных компаний, работающих на территории портов.
Как показывает практика, существенные кадровые перестановки
на госпредприятиях, инициируемые правительством, зачастую становятся
просто подготовительным плацдармом для последующего растаскивания в
собственные закрома государственной собственности.
Кроме того, проект закона Украины «О морских торговых портах»
содержит ряд положений, направленных на ущемление прав частных
инвесторов и передаче необоснованно широких полномочий государственным
администрациям портов. Ряд новаций, которые заложены в законопроекте, кардинально
меняют правила игры в портах и означают их фактическую реприватизацию.
Такие «недальновидные» действия Кабмина не только подрывают
инвестиционный климат в Украине но и будут способствовать росту
коррупционных проявлений в портах.
Накануне президентских выборов, следует рассматривать эти
инициативы правительства, исключительно как поиск дополнительного
источника финансирования избирательной компании его премьер-министра.
Поскольку принятие этого законопроекта пока провалилось, то,
«отвечая на письмо морских специалистов» в Кабмин Украины,
Премьер-министр Юлия Тимошенко создала рабочую группу, которая изучит
проблему прохождения импортных и транзитных грузов в украинских портах.
Авторы письма просили в условиях мирового кризиса устранить
субъективные причины падения грузооборотов в портах. В частности, в
документе отмечалось, что в результате 10-кратного увеличения
таможенных тарифов и усложнения таможенной и пограничной процедур в
портах Украины импортные и транзитные грузы идут в обход нашей страны,
через порты Констанца и Пирей. Со стороны правительства в рабочую группу вошли руководители
Гостаможслужбы, Государственной налоговой администрации, а также глава
Госкомпредпринимательства Александра Кужель. Также в группу включены и авторы обращения, среди которых
руководитель профкома Ильичевского морского торгового порта Сергей
Брызгалов, председатель обкома морских профсоюзов Николай Барский,
генеральный директор ассоциации «Укрпорт» Виктор Борисенко и
председатель Одесского обкома профсоюзных организаций Владимир
Чечеткин.
И, что же предложит эта комиссия???
Куда идем мы с Пяточком???